Срок поверки счетчиков воды. Периодичность поверки счетчиков воды. Поверка счетчиков горячей воды
Граждане в целях экономии заинтересованы в установке индивидуальных контрольно-измерительных приборов. Абсолютное большинство пользователей коммунальных услуг не сталкиваются с нестандартными ситуациями. Однако, в частности, срок поверки счетчиков воды является не только инструментом государственного регулирования российского рынка сантехуслуг, но и объектом юридических оспариваний со стороны населения. К сожалению, проблема «узких мест» существует и в данной сфере государственного нормативного регулирования учета потребления воды.
Эта статья преследует цель осветить аспекты предоставления данной услуги. Для привязки выберем ЖКХ г. Москвы с его нормативным полем.
Общий взгляд
Нужна ли поверка счетчиков воды? Конечно, да. Ее потребность усиливается старыми ржавеющими водопроводами, водой низкого качества, некачественными счетчиками. Эта процедура (правда, различным образом регламентированная) нормативно присутствует в муниципальном регулировании различных стран. Примерами ее четкого регламентирования могут послужить Германия и Соединенные Штаты.
Как известно, устройства, с помощью которых потребители отслеживают свое потребление воды, принято классифицировать как индивидуальные приборы учета (ИПУ). Этот термин также как синоним будет встречаться в нашем тексте.
Как организуется обслуживание различных счетчиков? Согласно международному опыту, желателен годичный цикл их сервисного обслуживания. Относительно рассматриваемых нами счетчиков можно сказать, что это может исходить даже из одной технической подробности: засорения фильтров. А их, как известно, как раз и рекомендовано раз в год чистить.
Обращение гражданина
Для проверки установленного в своем жилище счетчика гражданин обращается в коммерческую компанию, лицензионно допущенную к таким работам. Не спешите идти в те сервисные организации, которые осаждают ваш почтовый ящик письмами (хотя если идти по кратчайшему пути, то это тоже вариант).
Экономные люди находят для себя сервисную компанию с наиболее демократичными тарифами. При этом оговаривается возможность фирмы не менять, а поверять имеющиеся счетчики (это дешевле). Если предполагается установка, поинтересуйтесь, устанавливает ли компания счетчики, купленные пользователями. Честь вам и слава, если выберете в фирменном магазине, исходя из конфигурации своих труб, немецкие счетчики фирм "ABB", "Ценнер-Водоприбор", "Viterra", "Wehrle". Это высшая лига. Можно выбрать и российский (при этом помня, что изготовлен он по западной лицензии). Однако в последнем случае стоит поинтересоваться его периодом проверки, зафиксированным в инструкции.
При этом (немаловажное обстоятельство!) вам следует документально подготовиться к проверке по имеющимся у вас счетчикам. Следует иметь при себе техпаспорта устройств, акты об их вводе в эксплуатацию и опломбировании, предварительные акты поверок. Если в документах будет пробел, можете рассчитывать на дополнительные расходы.
О правовых аспектах, сопровождающих сделку, мы выскажем наши соображения потом. А пока что уясним, какой срок поверки счетчиков воды. В ЖЭКе вам ответят, не запинаясь: «Для счетчиков горячей воды - 4 года- для холодной - 5-6 лет».
Сроки поверки вам забыть не дадут
Накануне, как правило, потребитель получает извещение от управляющей компании (как вариант - из ЖЭКа.) Этот процесс находится на строгом учете, ведь периодическая поверка измерительных приборов является важной доходной статьей ЖКХ. При этом должно учитываться, что поверка счетчиков горячей воды традиционно производится чаще. Однако в любом случае вся информация по установкам, поверкам и т. д. ваших устройств должна быть представлена вами в управляющую компанию и согласована с нею.
Как говорилось выше, непосредственно для проверки вы обращаетесь в сервисную организацию. Не обязательно в коммерческую, можно в центр региональной метрологии и стандартизации или в Мосводоканал. Если вы затрудняетесь найти исполнителя проверки, обратитесь за подсказкой в управляющую компанию, которая порекомендует нужную организацию.
Два типа сервисных компаний, обслуживающих счетчики
Существует два варианта ТО: периодическое, раз в 4-5 лет (при нем за основу берется срок поверки счетчика горячей воды), и постоянное (помесячное) сервисное обслуживание. В первом случае оплата потребителем производится по факту поверки. Во втором она разбита на равные части и происходит ежемесячно вместе с квартирной платой.
Относительно второго варианта: проведение сервисного обслуживания закрепляется одноименным договором. Этот подход в большей степени соответствует техническим нормам. В этом случае сама поверка не оплачивается в отдельности потребителем. В рекламных листовках сервисных компаний показывается этот процесс как «бесплатная поверка счетчиков воды».
Зачастую сервисные компании практикуют акции бесплатной первой поверки и установки (что, в принципе, выгодно и им, и потребителям), когда клиент подписывает с ними договор на сервисное обслуживание. Чего не сделаешь, чтоб утереть нос конкурентам, отвадив от них потребителей?
При таких обстоятельствах сервисные компании временно идут на некоторые издержки, гарантированно оплачиваемые клиентом в будущем. Впрочем, предметом нашего обсуждения является периодическое обслуживание.
Тук-тук. Я - монтер
Как мы уже упоминали выше, потребитель связывается с сервисным центром по телефону или посредством формы на сайте. Если говорить об исполнительской стороне вопроса, то поверка счетчиков горячей воды, так же, как и холодной, осуществляется двумя способами: с заменой устройства и без нее.
Немаловажное обстоятельство: специалисты, прибывшие для осуществления поверки, должны иметь при себе копию аттестата, уполномочивающего их выполнять такие работы. Его подлинность проверяется с помощью госреестра аккредитации.
Поверка счетчика без замены
При «чистой поверке» наиболее удобным и экономичным для москвичей является классическое сервисное обслуживание водных счетчиков при помощи переносной поверочной установки УПСЖ-3-ПМ.
Практически это выглядит следующим образом. С помощью переходника соединяют установку со смесителем, предварительно обеспечив слив из нее в раковину. На предельной струе воды производится измерение. Затем при таком же хронометраже - на действующем пользовательском измерительном приборе. При этом допустимы отклонения - плюс-минус 5%. Такая поверка счетчиков воды без снятия, длящаяся 30-40 минут, наиболее массовая.
В случае если индивидуальному прибору учета, в целом исправному, требуется углубленное обследование, его демонтируют (клиенту временно предоставляется другой счетчик в замену). Демонтированное устройство доставляют в лабораторию. Ориентировочное время его проверки - двое суток. Не из-за трудоемкости (занимает она те же 30-40 минут), а из-за наличия значительных объемов однородной работы и, соответственно, очередности. Таким образом, поверка счетчиков воды без снятия производится уполномоченными (лицензированными) компаниями. Для потребителя же она обходится в сумму, составляющую порядка одной тысячи рублей.
Поверка с заменой счетчика
Данный вид техобслуживания, как правило, производится сервисными компаниями с использованием заранее закупленных ими индивидуальных контрольно-измерительных приборов. Стоимость таких работ выше, чем рассмотренного нами ранее сервиса без снятия счетчиков. Здесь представлены усредненные цены, поэтому указывается, поверка счетчика холодной воды имеется в виду или горячей. Примерные тарифы этих работ представлены в таблице 1.
Таблица 1. Стоимость поверочных работ относительно счетчиков ГВС (ХВС) в г. Москва
Вид ТО | Стоимость работ |
Установка водосчетчика | от 1,5 до 1,8 тыс. руб. |
Установка счетчиков холодной/горячей воды | от 3,0 тыс. руб до 4,5 тыс. руб. |
Поверка без снятия водосчетчика | от 0,95 тыс. руб. |
Поверка с заменой счетчика | 1,6 тыс. руб. |
Техобслуживание счетчика воды | от 0,24 тыс. руб до 0,66 тыс. руб |
Правовое регулирование
Если практическая сторона вопроса проста и понятна, то о правовой так сказать язык не поворачивается. Начнем с недавней истории оказания данной услуги в Белокаменной (как мы убедимся далее, это имеет значение). С 2004 года и в течение 7 лет она регулируется постановлением московского правительства №77-ПП от 10.02.2004, согласно которому срок поверки счетчиков воды определялся 5-6 годами для холодной (в зависимости от конструкции) и 4 годами для горячей воды.
Тем самым были созданы максимально выгодные условия для лицензированных посредников на рынке этой услуги и для повышения тарифов.
Далее ситуацию пытаются изменить в сторону демократизации цен на услугу. Федеральный закон № 102-ФЗ «О единстве измерений» статьей №13 устанавливает, что межпроверочный интервал должен определяться изготовителем (а он зачастую больше, чем 4-6 лет). Процесс развивается. Московское Правительство 26.12.2012 г. убирает спорный пункт 3.1 постановления №77-ПП новым Постановлением №831-ПП «О внесении изменений…». Наконец-то сказано принципиально, что срок поверки счетчиков воды привязывался не к административно установленному нормативу, а к техническим параметрам, указанным в техпаспорте устройства. Однако не все так просто!
Позиция прокуратуры. Восстановление правовых норм
Такой шаг был вынужденным - под давлением Прокуратуры, отреагировавшей на многочисленные жалобы граждан. Высшим органом, надзорным за исполнением законодательства, установлено, что вышеупомянутый п. 3.1, необоснованно устанавливающий периодичность поверки счетчиков воды, не соответствует законодательству РФ.
На это указал в своем официальном письме первый зам. генерального прокурора РФ А. Бусман. Именно под давлением прокуратуры для устранения коллизии с действующим законодательством, собственно говоря, и принято постановление №831-ПП. Потребители жаловались не только на необоснованность тарифов, но и на то, что поверка счетчиков воды без снятия системно по произволу поверяющих посредников замещалась более дорогой заменой на некачественный счетчик, гарантированно ломающийся через 3-4 года.
Такой вариант развития рынка серьезно урезал интерес посредников, сумевших за период с 2004 года «врасти» как в управляющие компании, так и в ЖЭКи. Кроме того, очевидно, что Постановление №831-ПП подписано Правительством Москвы вынужденно (с подачи Прокуратуры), т. е., как говорится в народе, «подписано с неохотой». Очевидно, что и исполняется оно все с той же «неохотой». Доказательством этой крамольной мысли можно считать реальные обстоятельства, изложенные ниже.
Позиция посредников
На данном этапе Постановлению, принятому Собяниным, системно противодействует схема, в которой на видимом уровне участвуют коммерческие посредники, федеральные управляющие компании.
Конечно, в ней есть и свои бреши, однако не всякий гражданин имеет достаточно средств и времени, чтобы «поднять» этот вопрос в прокуратуре. На это и делается ставка.
На первом шагу общения с потребителем операторы лицензированных компаний принципиально отрицают его действенность. «Такого постановления не существует!» - утверждают они, фактически «по-старому» привязывая срок проверки счетчиков воды к 6 и 4 годам, т. е. якобы находясь в правовом поле уже отмененного Постановления. Доводы коммерсантов достаточно критичны: «Если бы оно существовало, мы бы знали!» Не кажется ли вам, дорогие читатели, что данная логика заранее проигрышна для любого потребителя, чем напоминает классический образец «Уловки 22»? «Коммерсанты» отправляют «слишком умных» пользователей за консультацией в управляющую компанию.
Позиция управляющих компаний
Далее вступает в действие «игрок №2» - федеральная управляющая компания. Она так же «искренне», как и коммерческий посредник, «не знает» про периодичность поверки счетчиков воды, согласно Постановлению 328. Но в отличие от комерсантов, она обладает рычагами давления на потребителя.
Будем оперировать фактами: в данной ситуации управляющая компания работает в «полностью автономном режиме». Проследим этот момент:
- Фактически сама устанавливает норматив сроков проверки счетчиков (по своему произволу «реанимировав» отмененный норматив).
- Сама организует контроль и оповещение (используя «помощь» коммерческих посредников и ЖЭКов).
- Если истек срок поверки счетчика воды, УК сама карает рублем потребителей, просрочивших неправовым образом назначенный период проверки. Они переводятся с индивидуальных на общедомовые приборы учета, при этом изменяется формула счисления расхода воды. (Согласно нормативу (значение примерно), 9 м3 на человека, исходя из количества прописанных людей, вне зависимости от их фактического наличия.)
Неужели управляющие компании обладают достаточным «державным» потенциалом для неисполнения нормативных требований Постановления №831-ПП? Вопрос, конечно же, риторический.
Вывод
Вышеизложенная ситуация на столичном рынке поверки счетчиков воды требует своего правового разрешения со стороны государства. Говоря языком макроэкономики, проблема в том, что на рынке многочисленных сервисных компаний не возникает чистой конкуренции, приводящей к качеству услуги и действительно равновесной цене. Так получается по одной простой причине: все организации, сотрудничая с государственной монополией (управляющими компаниями), по сути становятся той же монополией.
А монополия ведет себя адекватно своей природе - максимизирует прибыль. При этом страдает население.
Пример наиболее экономного на сегодняшний день варианта поверки демонстрирует Мосводоканал. Поверка счетчиков воды, проводимая специалистами данного предприятия, в два раза дешевле, чем у других лицензированных сервисных компаний - порядка 474 руб. Это хороший сигнал для игроков данного рынка - понизить и без того высокую норму прибыли.
Напрашивается вывод о необходимости более активного государственного регулирования нормы сверхприбыли данной монополии, где решающую роль должно сыграть Правительство Москвы совместно с Прокуратурой в духе надзора за исполнением Постановления №831-ПП. Срок поверки счетчиков воды должен быть установлен согласно международной практике решения этого вопроса: не декларативно, а согласно техническим инструкциям. Последнее было бы логично.