Механизм управления обществом в какой-либо стране. Роль управления в обществе. Экономика и управление
Функционирование и формирование, а также роль управления как определенной структуры определяются его сущностью. В составе его присутствует несколько элементов. Прежде чем назвать их, следует сказать, что система управления представляет собой форму реализации развития и взаимодействия отношений регулирования. Выражаются они в первую очередь в принципах и законах, целях, функциях, методах, структуре и самом процессе. В составе структуры присутствуют кадры, объекты и прочие элементы. Механизм управления обществом считается одним из основных рычагов регулирования социальных взаимоотношений. Что собой представляет данный элемент?
Общая информация
Механизм управления обществом в какой-либо стране является, прежде всего, необходимостью, связанной с достижением целей развития и реализации одного из направлений внутренней политики. Данный элемент формируется и изменяется целенаправленно с участием людей, регламентирующих комплекс форм, методов, функций, стимулов и рычагов. Это необходимо главным образом для достижения наибольшей эффективности структуры регулирования в конкретных исторических условиях. Такова основная роль управления в обществе.
Качественный уровень данного компонента структуры регулирования взаимоотношений, степень его совершенства, а также соответствия основным требованиям зависят в первую очередь от профессионализма и уровня подготовленности кадров, их навыков и умения выявлять и давать объективную оценку наиболее существенным компонентам и связям, особенностям проявления и последствиям развития обнаруженных тенденций.
Компоненты
Механизм управления обществом в какой-либо стране включает в себя несколько фундаментальных звеньев: общие функции, принципы, методы и цели. Социум, являясь многоцелевой сложной системой, требует обеспечения четкого взаимодействия всех подсистем и решения поставленных задач. Рассматривая государственное управление и общество с этой позиции, выделяют несколько компонентов, формирующих рычаг регулирования. К ним, в частности, относят социально-культурный, организационный элементы.
При этом важнейшее значение имеет уровень, на котором взаимодействуют экономика и управление. В связи с этим соответствующий элемент также присутствует в составе рычага регулирования. По мнению ряда специалистов, именно экономический компонент обеспечивает во многом эффективность процесса. Однако достижение поставленных задач и развитие социальной структуры обеспечиваются благодаря совокупности элементов.
Определение объектов и субъектов
Социальные структуры одновременно являются объектом и субъектом управления. Этот факт обуславливает необходимость рассматривать эти два компонента в условиях постоянного взаимодействия друг с другом - как управляемый и управляющий элементы. Субъект (второй компонент) представляет собой часть объекта. Размеры и границы первого находятся в тесной зависимости от особенностей и масштабов второго. Это обуславливает то, что деятельность управляющих структур определяется главным образом свойствами управляемого элемента.
В самом общем виде к объектам управления следует относить человеческий труд и человека. В широком смысле это общности и большие коллективы людей (отрасль, регион, предприятие). В качестве объектов могут выступать также конкретные функции, к примеру управление страной, финансами, сбытом, персоналом и так далее.
Виды объектов
Всего выделяют три категории. К ним относят производственные объекты. Этот тип включает в себя звенья, составляющие организационное управление общественного производства. Второй вид - структурные объекты. Они представляют собой звенья всей системы управления. И третьим видом являются функциональные объекты. Они выделяются особым механизмом управления. В итоге обобщенный вид объекта регулирования представляет собой комплекс человеческой деятельности, выделенный из социальной среды или в качестве особой функции, для которой необходим особый рычаг регулирования, или как звено структуры.
Формирование объектов
Начало образования этих компонентов совпадает с организационным их выделением в качестве главных структурообразующих элементов социальной структуры. К примеру, таким звеном может являться производственное предприятие. Оно является в некотором роде исходной, отправной точкой отсчета уровней и в макросистеме экономического управления, и в микроструктуре регулирования деятельности внутри самого предприятия. Такой компонент представляет собой основу для формирования производственных объектов регулирования разных масштабов - региона, отрасли, в целом народного хозяйства.
Государственное управление и общество являются структурами, постоянно взаимодействующими между собой. Выделение объектов производства лежит в основе создания структуры регулирования, где каждое звено представляет собой также структурный элемент (объект). Эти компоненты отличаются по трудоемкости и функциям. В результате формируется тот или иной институт управления. Образование и развитие всех этих компонентов лежат в основе непрерывного совершенствования структуры социального регулирования.
Факторы, влияющие на образование объектов регулирования
Существуют несколько аспектов, имеющих наибольшее значение в рассматриваемом процессе. К ним, в частности, следует отнести технико-технологические, социальные, организационные и экономические факторы. Аспекты, которые отражают требования объективных принципов и законов социального развития, обладают диалектической взаимосвязью.
Объект как механизм управления обществом в какой-либо стране образуется в результате тех или иных форм сочетаний территориального и отраслевого регулирования на основании уровня децентрализации или централизации. Факторы формирования того или другого объекта воздействуют на внутреннюю структуру, масштаб, общий статус, социальное положение и прочее.
Основной институт управления
Что же сегодня является главным субъектом регулирования? Вне всякого сомнения, это государство. Хотя между тем в последнее время отмечается тенденция к делегированию им ряда своих функций (регулятивных, организационных, нормотворческих и прочих) другим субъектам. Определяя государство как управляющий компонент, следует говорить о том, что эта структура предполагает объединение взаимосвязанных организаций, учреждений, обеспечивающих регулирование отношений и деятельности людей, наций, классов, групп.
Современное понимание структуры основного рычага управления
В научной литературе сегодня под государственным управлением подразумевается обычно регулирующее и организующее, практическое влияние данного субъекта на жизнедеятельность людей, опирающееся на силу власти. Целью этого воздействия является сохранение, упорядочение или преобразование положения граждан. Объективно необходимость государственного властного регулирования обуславливается несколькими факторами. В первую очередь это общие социально-политические и исторические предпосылки. Кроме того, имеют немаловажное значение и специфические факторы, характерные для определенного общества.
Предпосылки к возникновению властного регулирования
Механизм управления обществом в какой-либо стране складывается для структурированного обеспечения функционирования отраслей человеческой деятельности. Кроме того, благодаря активности регулирующих рычагов, формируются условия для выживания сообществ людей. К факторам, обеспечивающим это, в частности, относят новые формы трудовой активности, управленческая функция, включающая первоначально обслуживание общества в информационном плане (в частности, сбор различных сведений о работе и прочее).
Постепенно из социума выделился слой людей, главным занятием которых стало регулирование отношений внутри гражданского сообщества. В итоге сформировалось множество должностей и постов: военачальники, руководители работ, учетчики и прочие. Данный слой составил раннюю бюрократию. По ходу развития расслоение социума становилось все явнее, что приводило часто к захвату власти той или иной группой и приспособлению социума к своим интересам.
Разделение общества с характерными для образовавшихся групп и слоев конфликтными взаимоотношениями и противоречивыми интересами обусловило потребность в создании политической функции регулирования социальных противоречий и взаимоотношений. В связи с тем, что госаппарат был захвачен привилегированными слоями, функция регулирования обеспечивала в основном господство именно этих групп над прочими.
Задачи основного рычага регулирования
Для обеспечения целенаправленного управления взаимодействиями между разными группами населения необходимо было создать определенные правила поведения граждан и сформировать жизненно важные формы продуктивной человеческой деятельности. Именно установка и поддержание условий для нормального существования всех слоев социума являлись основными задачами государства. Кроме всего прочего, властные структуры должны обеспечивать защиту жизненного пространства развивающегося населения.
Современные представления
Необходимо отметить, что с течением времени указанные выше факторы абсолютно не потеряли своей актуальности. Напротив, тот комплекс первоначальных задач, решение которого должно осуществляться при помощи рычагов власти, существенно усложнился. Изменения, которые происходят в современном мире в области техники, науки, информационных технологий, выдвигают проблему обеспечения безопасности человека на первый план.
Сегодня необходимость в государственном управлении обуславливается потребностью обеспечивать реализацию внутренней политики, которая направлена на наиболее эффективное применение трудовых, материальных, природных, информационных ресурсов. В основные задачи функции властного регулирования в современном государстве входят также справедливое распределение прибыли, гарантирование главных социальных прав и поддержание порядка. Для обеспечения благоприятных условий необходимо создание и воплощение государственных программ. Благодаря им должен обеспечиваться минимальный уровень жизни или получение образования либо профессиональной подготовки.
Заключение
Необходимо отметить, что вопрос о роли госаппарата в процессах управления и модернизации социума является наиболее актуальной проблемой для социогуманитарных наук. Подтверждение этому можно найти хотя бы уже в том, что существует достаточно большое количество точек зрения на данный вопрос. Современный быстроменяющийся мир заставляет искать способы, позволяющие приспособиться к его изменениям. В данном контексте государство выступает как наиболее эффективный рычаг регулирования, способный в кратчайшие сроки мобилизовать ресурсы и осуществить технологические и экономические прорывы.
Стабильность в социальной сфере обеспечивается при наличии продуманной стратегии изменения существующих управленческих структур с постепенным, логически последовательным внедрением на их место более совершенных. Объективно значение рациональной структуры госаппарата особенно четко проявляется во время переходных периодов, при замене старой политической схемы на новую.